СОКОЛОВ Вениамин СергеевичСтратегические проблемы России и
|
Пороговые значения | Фактическое состояние | Cooтношение фактического и порогового значения | |
1. Объем валового внутреннего продукта | |||
в целом от среднего по «семерке» | 75% | 29% | 0,39 |
на душу населения от среднего по «семерке» | 50% | 19% | 0,38 |
на душу населения от среднего по «семерке» | 100% | 25% | 0,25 |
2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности | 70% | 50% | 0,71 |
3. Доля в промышленном производстве машиностроения | 20% | 17% | 0,85 |
4. Объемы инвестиций в процентах к ВВП | 25% | 16% | 0,64 |
5. Расходы на научные исследования в % к ВВП | 2% | 0.7 | 0.32 |
6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения | 6% | 2,6% | 0.43 |
7. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума | 7% | 20% | 0,29 |
8. Продолжительность жизни населения | 70 лет | 65 лет | 0,93 |
9. Разрыв между доходами 10% самых высокодо-ходных групп и 10% самых низкодоходных групп | 8 раз | 12,8 раз | 0.63 |
10. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) | 5 тыс. | 6 тыс. | 0,83 |
11. Уровень безработицы по методологии МОТ | 7% | 9,3% | 0.75 |
12. Уровень инфляции за год | 20% | 22% | 0.9 |
13. Объем внутреннего долга в процентах к ВВП за сопоставимый период времени | 20% | 21% | 0,95 |
14. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета | 25% | > 100% | 0.25 |
15. Объем внешнего долга в процентах к ВВП | 25% | 28% | 0,9 |
16. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета | 30% | 48% | 0,63 |
17. Дефицит бюджета в процентах к ВВП | 5% | 3,5% | 1.4 |
18. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте | 10% | 50% | 0,2 |
19.Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей | 25% | 100% | 0,25 |
20.Денежная масса (М2) в % к ВВП | 50% | 12% | 0,24 |
21. Доля импорта во внутреннем потреблении: | |||
всего | 30% | 53% | 0,56 |
в том числе продовольствие | 25% | 30% | 0,83 |
22. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму | 1,5 | 5 раз | 0,3 |
Невиданными темпами происходит деградация и обнищание страны, сокращается население. Быть может, со временем историки назовут события нашего времени самым крупным массовым самоубийством, самоубийством целой страны. Мы не хотим умирать, но чтобы выжить, надо разобраться в истоках нынешнего состояния. Начнем с самых очевидных - с экономических.
Темпы экономического роста определяются многими показателями: один и тот же рубль можно по-разному вложить в развитие. От разумности программы развития зависит многое. Но есть все же один ключевой показатель - объем вложений, ведь если их мало или нет совсем, то не реализуется никакой путь развития. Особенно важен относительный показатель - отношение объема инвестиций к объему потребления. Именно им мы и воспользуемся. Отношение фонда потребления к инвестициям в основной капитал в развитых странах современной Европы (ЕС) в среднем достигает 1 - рачительные европейские хозяева на доллар фондов потребления вкладывают доллар в основные фонды. Меньше всего в Греции (примерно 0,8),заметно больше в Германии (около 1,2). Весьма велик этот показатель для Китая (по разным оценкам от 1,3 до 1,6).
Так вот, по этому ключевому показателю мы с середины 70-х годов существенно отстаем от Европы (примерно вдвое), а с начала 90-х он для России вообще стал отрицательным - мы проедаем основные фонды вместо того, чтобы вкладывать в них.
Отставание СССР начало закладываться с середины 50-х. Именно тогда темп роста инвестиций стал отставать от темпа роста потребления. Абсолютное снижение произошло в середине 70-х.
Последние 15 лет фактически идет эксплуатация производственного потенциала, созданного до 1985 г. До последнего времени эта эксплуатация позволяла нам выжить. Однако уже в 1988 г. выбытие производственных мощностей промышленности превысило их ввод. В скором времени ожидается катастрофическое выбытие производственных мощностей. Их скрытое выбытие (старение, потеря ремонтопригодности и др.) заменится явным. Иллюзия "выключенного станка" - приходи, включай и станок заработает - закончится крахом. К 2005 году останется не более 25% производственного потенциала, который существовал в 1992 г.
Вывод: необходимо срочно изменить инвестиционное поведение, иначе в ближайшие 5 лет Россия перестанет быть индустриальной страной. Это приведет к тяжелейшим последствиям для населения, потере места России в мировой цивилизации и к ее уничтожению как суверенного государства.
Естественный вопрос: есть ли в российской экономике резервы, из которых можно черпать средства на инвестиции. Ответ очевиден: единственным нашим резервом является прибавочный труд (труд сверх необходимого для поддержания рабочей силы). Неудачны традиционные попытки реализовать развитие только за счет своих природных ресурсов. Они предпринимаются уже много лет и результаты очевидны. Существенных резервов здесь нет. Мы ограничены темпами добычи природных ископаемых, емкостью мировых рынков, системой квот, принимаемых для ограничения нашей доли на этих рынках.
В настоящее время трудовые ресурсы России существенно недогружены - кроме обычной безработицы много безработицы скрытой, а также неполной или неэффективной занятости. Существующая в настоящее время пародия на капитализм не в состоянии занять население производительным трудом в таком объеме, который позволил бы развивать промышленность.
Организация производственных отношений, в которых будет реализован трудовой потенциал России - одна из основных задач власти.
Мировую известность приобрела фраза одного немца, произнесенная после Второй мировой войны в ответ на соболезнования, связанные с вывозом оборудования немецких заводов в Россию: "Вы забираете себе старое железо, а нам остаются свободное пространство и дух нации".
Как показывает опыт, выбытие заметной части оборудования - это очень плохо, но не смертельно для экономики. Если есть резервы в виде квалифицированных и желающих работать людей и инфраструктура, позволяющая организовать работу, то движение возможно.
К сожалению, то, чем Россия заслуженно гордилась - наши квалифицированные кадры - на грани исчезновения. Выборочный анализ по ряду передовых отраслей (авиационно-космической, ракетной и т.п.) показывает, что средний возраст квалифицированных рабочих и инженеров приближается к 60-ти (составляет 56-58 лет). В основном это люди, выбравшие свой путь на заре космической эры в конце 50-х - начале 60-х. Смены им почти нет - очень мало высококвалифицированных кадров моложе 40 лет. Фактически это означает, что через пять лет некому уже будет поднимать промышленность. Подготовка высококвалифицированного персонала (как рабочих, так и инженеров) занимает 10-15 лет. Минимальный срок - 5 лет (и не для всех специальностей это возможно).
Нехватку квалифицированных кадров ощущают в первую очередь руководители. Именно они первыми сталкиваются с невозможностью найти квалифицированного рабочего или инженера. Уже сейчас отсутствие специалистов сдерживает развитие ряда производств. Это стало заметным даже на фоне депрессии. Любые попытки развивать или даже просто поднимать промышленность приведут к тому, что дефицит кадров станет проблемой №1. Особенно важна эта проблема для Сибири, где много ресурсов, но мало людей. Квалифицированные специалисты мигрируют в западные регионы страны и за границу (в том числе - в Китай, который, несмотря на сравнительную бедность жизни, оплачивает работу специалистов из России намного выше, чем их Родина). Также переходят специалисты в другие отрасли (например, инженер становится "челноком") и дисквалифицируются - для дисквалификации обычно достаточно 3-5 лет.
В эпохи кризисов огромное значение для выхода из них играет система образования и науки. Для подготовки кадров нужна вся лестница - от детского сада до научного института. Российская (Советская) наука была признана во всем мире. Утверждения некоторых "реформаторов" о том, что России нужно меньше науки и наука нам не по карману, трудно объяснить даже безграмотностью - они все формально довольно-таки образованные люди. Да, наука интернациональна и большинство научных открытий публикуются в научных изданиях. Но даже для того, чтобы их освоить, нужны научные кадры. Наука необходима не только для того, чтобы "делать открытия", но и как необходимый элемент системы образования.
Германия до сих пор не может полноценно восстановить свою науку после того урона, который нанес ей Гитлер (а прошло уже больше 50 лет). Сколько же лет понадобится России после нынешнего разрушения науки? Создается впечатление о целенаправленном разрушении главного достояния страны - ее кадрового потенциала и системы его воспроизводства (образования и науки).
Мировой опыт, в том числе и наш, отечественный, свидетельствует о том, что только та страна, только то государство, могут рассчитывать на экономический рост и процветание, которые главным приоритетом государственной политики признают развитие образования и науки.
После запуска нашего первого Спутника в конгрессе США были знаменитые слушания о Советской системе образования: "Что знает Ваня и не знает Джонни?". Американцы учились у нас организации образования и подготовили закон о национальной безопасности в области образования!
Американизация российской системы образования недопустима. Только разрушение системы образования может сделать разруху в России необратимой. Но это происходит.
Необходимо создать общегосударственную программу восстановления системы образования и немедленно приступить к ее реализации. Это - жизненно важный приоритет, от которого прямо зависит, выживет ли Россия.
Часто скрытое выбытие промышленного оборудования переходит в явное путем аварий, чрезвычайных ситуаций и катастроф. Количество техногенных катастроф растет, несмотря на значительное снижение производства. Чрезвычайные ситуации входят в регулярную практику нашей жизни, а МинЧС становится одним из важнейших министерств России.
Большой общественный резонанс получили аварии на шахтах и авиационные катастрофы с человеческими жертвами. Они ужасны, но еще разрушительнее для всей нашей жизни катастрофы инфраструктурные, грозящие целым населенным пунктам и даже большим городам. Речь идет о выбытии системообразующего крупного оборудования - авариях на ТЭЦ, ГЭС, АЭС, крупных химических и ядерных реакторах, важнейших коммуникациях (нефте-газопроводах, транспортных магистралях) и др.
Не нужен даже Чернобыль - достаточно на несколько дней в поселении на Крайнем Севере остановить отопление - и придется спасать людей на вертолетах (такое уже было в Магаданской области). Особая чувствительность районов Крайнего Севера к авариям и катастрофам требует и особого внимания. То, что на материке в средних широтах может быть тяжелой, но поправимой бедой, на Крайнем Севере становится трагедией.
Крупное оборудование и особо опасные процессы находятся под особым контролем - специалисты хорошо понимают, чем грозят их аварии. Но время не щадит никаких машин - их надо либо заменять, либо останавливать, либо готовиться к аварии, которая со временем обязательно произойдет, если не вкладывать средств.
Примеры из нашей жизни
Износ оборудования на опасных химических производствах Красноярского края приближается к 98% (по данным Сибирской ассоциации промышленной безопасности).
Остановлено строительство метро в Красноярске - но на поддержание безопасного состояния шахт требуются значительные средства ежемесячно. Их нет - и шахты могут быть затоплены грунтовыми водами, последуют обвалы, оползни и проседание грунта вместе с домами в центре Красноярска.
Панельные дома хрущевских времен были рассчитаны на 25 лет эксплуатации. Прошло уже 40 лет,большинство домов еще стоит,но недалеко время массовых аварий жилищного фонда.
Россия входит (уже вошла) в период крупных аварий и техногенных катастроф. Для сохранения инфраструктуры России нужна специальная государственная программа по противодействию этой тенденции.
Каждый регион должен иметь свой реестр системообразующего оборудования, связанных с ним возможных аварий и катастроф, программу предотвращения этих техногенных катастроф.
В этом году организаторы школьного образования неожиданно для себя обнаружили, что часть первых классов приходится закрывать из-за отсутствия набора. Между тем подсчет очень прост:
Можно предсказать, что в 2009 году "неожиданно" для организаторов высшего образования резко упадет конкурс в вузы, а в 2010 - призыв в армию.
Проводившиеся в Красноярском крае опросы молодежи показывают, что планируемый коэффициент воспроизводства (число детей на одного взрослого) составит около 1/2. Практически никто не хочет иметь более одного ребенка на семью. Критический анализ этих данных показывает, что реальный коэффициент воспроизводства будет заметно меньше. Это означает, что через 20-30 лет нас ожидает падение трудоспособного населения более, чем вдвое. Население Сибири сократится до 10-12 млн чел. (против 23 млн в настоящее время).
Ситуацию существенно улучшить уже нельзя. Демографическая катастрофа уже произошла. Мы просто еще не столкнулись со всеми ее последствиями. Можно только работать на дальнюю перспективу - более 20 лет.
Долг власти - осваивать работу на дальнюю перспективу, всемерно развивая проекты по поддержке и поощрению материнства и детства, по восстановлению общественной нравственности.
В перечне причин глобальной катастрофы середины XXI века на одном из первых мест стоит перенаселение. Высокие темпы роста населения характерны для стран Юга (Азии, Африки). Нас, безусловно, касаются проблемы нашего ближайшего соседа (около 2000 км. общих границ) - великого Китая. Китай не смог решить проблему роста населения - при некотором количественном снижении темпов роста тенденция сохраняется. По мнению ряда американских демографов, к 2015 году перенаселение приведет к тому, что территория Китая не сможет прокормить его население. На границах России с Китаем существует колоссальное демографическое давление - с одной (китайской) стороны огромная плотность населения, с другой (российской) - пустота, территория, которая экономически не освоена.
В связи с приближением населения Китая к "красной черте", за которой может возникнуть катастрофическая нехватка продовольствия, в районе 2010 года вполне реально ожидать резкого возрастания китайской экспансии в Сибирь и на Дальний Восток. К сожалению, именно в это время - примерно в 2008 году - военный потенциал Китая превысит военный потенциал России. Динамика военного потенциала представлена на рис., взятом из ученых записок Фонда стратегических приоритетов (А.Е. Варшавский, А.Е. Варшавский, 1995). Даже по самому оптимистичному варианту прогноза перевес Китая по военному потенциалы продлится с 2008 по 2016 годы.
К сожалению, ситуация даже хуже, чем показывают обобщенные расчеты военного потенциала. Как показала наша проверка, при нынешней политике страна утратит эффективный ядерный стратегический потенциал к 2005 году ("оптимистический" вариант) или даже к 2002 году ("пессимистический" вариант).
Следует особенно иметь в виду, что столкновение России с Китаем, причем с максимальными потерями с обеих сторон, следует стратегическим интересам западных сторонников "золотого миллиарда". Как Китай, так и Россия представляют угрозу для реализации полной гегемонии США и сторонников в мире. Уже велик дефицит США во внешней торговле с Китаем (около 20 миллиардов долларов в год) - Китай выигрывает в торгово-экономическом состязании. Уровень жизни в Китае намного ниже, чем в США или даже в России, но зато очень высоки темпы развития.
Чтобы обезопасить себя от расширения конфликта и глобализации его последствий, чтобы успешно управлять интенсивностью конфликта, Западу будет необходима более мощная, чем сейчас, система противоракетной обороны. Поэтому сигналом о подготовке к данной ситуации будут попытки США выйти из договора о ПРО. А разговоры об этом уже начались!
Нужно очень осторожно относиться к западным инициативам в военной и геополитической областях - в них Россия нужна Западу только для того, чтобы проаннигилировать с Китаем. А российское сырье будет вполне доступно для Запада и после этой аннигиляции - и даже по более низким ценам.
В рамках этих прогнозов через 10 лет Сибирь и Дальний Восток неизбежно становятся "горячими точками". Китайская экспансия заметна уже и сейчас. В Сибири всего 23 млн чел. российских граждан. Количество же въехавших (легально или нелегально) китайцев оценивается уже семизначными числами. Кроме всего прочего, они могут быть и частью будущей оккупационной армии.
Не только Китай будет претендовать на территорию обескровленной России. Япония и Турция - тоже серьезные претенденты. Япония постарается занять Курилы, Сахалин, Камчатку и прилегающие районы Дальнего Востока, Турция - районы России и СНГ с мусульманским населением (как минимум). Но именно Китай попытается занять наибольшую часть Сибири и Дальнего Востока.
Очевидны и исторически неизбежны наши ответные ходы:
Последнее становится очевидным, если принять, что военной силы недостаточно для предотвращения конфликта, выиграть в конфликте невозможно, а Запад сделает все для того, чтобы этот конфликт произошел и закончился поражением обеих сторон. Нужно сделать так, чтобы конфликт Китаю стал не нужен или менее нужен. Ведь Китай тоже не намерен совершать самоубийство. Конечно, интеграция с огромными странами - это тоже рискованный шаг, но здесь риск можно взвесить.
Внимательный взгляд на ситуацию в России показывает, что одно и то же событие может быть катастрофой в одних случаях и вполне заурядной, штатной ситуацией в других. Самый яркий и, пожалуй, самый русский пример - наступление зимы. Нужно было дойти до крайних пределов деградации управления, чтобы подготовкой к зиме занялось МЧС. А ведь во многих местах так и произошло! Если так пойдет и дальше, то каждая ситуация, требующая управленческих усилий, станет чрезвычайной. Хорошо иметь квалифицированных и самоотверженных работников служб ЧС, но превращение штатных ситуаций в чрезвычайные и финансово невыгодно, и крайне расточительно по отношению к такому ценнейшему резерву государства, как энтузиазм, самоотверженность, готовность работать в чрезвычайных режимах. Не кричи: "Волки!" попусту, иначе скоро на твой чрезвычайный призыв никто не будет приходить.
Что делает катастрофу катастрофой? Всякая ли беда или трудность должны считаться катастрофой? Безусловно, нет. Катастрофа отличается от обычных трудностей тем, что требует немедленных управленческих действий уже при слабых сигналах - предвестниках ее появления, а когда эти сигналы достигают значительной величины, вмешиваются в нашу жизнь как важный фактор, тогда беда уже неотвратима. Безнадежно опоздал тот, кто принимает меры по спасению от землетрясения после первых толчков. Заболевание раком становится катастрофой, если пропущена ранняя стадия болезни, когда возможно было эффективное лечение. Зима становится катастрофой, если управленец забыл про календарь ("слабый сигнал") и спохватывается при первых холодах.
Такой подход делает катастрофу понятием управленческим. Если налажено управление по соответствующим слабым сигналам, то катастрофы не происходит, ситуация является штатной. Тем самым, если налажена эффективная служба по обнаружению слабых сигналов - предвестников катастрофы и по управлению на основе этих сигналов, то они тем самым "вмешиваются в нашу жизнь как важный фактор", и, следовательно в налаженной управленческой ситуации не являются слабыми.
Долг власти - преобразовывать катастрофические ситуации в штатные. Для любой выявленной потенциальной катастрофы необходимо налаживать управление по имеющимся слабым сигналам.
Четырежды преступна такая власть. Это преступление по отношению к будущему России.
Власть в России занимается сейчас тремя вещами:
Латание дыр необходимо для того, чтобы можно было жить сегодня. Если этого не делать, то каждый следующий день будет катастрофой. Перебои с топливом и газом, ремонт разваливающегося жилого фонда и тепломагистралей, вообще всяческое снабжение, выдача задолженностей по зарплате бюджетникам, и прочее, и прочее, и прочее. Можно заполнять страницы перечнями причин головной боли руководителей. Кстати, те пахари-управленцы, что латают дыры, отстоят обычно дальше от кормушки, они заняты, они меньше борются за власть... И те, кто посвятил себя борьбе за свою власть, свой карман, используют этих пахарей, пока выгодно, и выбрасывают их, как только те поднимут голову.
Но ограничиваться только латанием дыр нельзя - занимаясь только проблемами вчерашнего дня, мы стремительно упускаем перспективу и создаем массу проблем для дня завтрашнего. Потому и случаются катастрофы, что мы не видим и часто не желаем видеть надвигающиеся завтра и послезавтра.
Советский Союз, май и июнь 1941. Множество людей знало о надвигающейся агрессии Гитлера. Знали, сообщали, рискуя жизнью добывали информацию о дне и часе,... И ничего... Это потом грянуло "Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой..." Сейчас снова Россия у последней черты, снова мы в сорок первом, и уже давно бьют все колокола, но... ничего. А пора уже призвать: "Граждане, Отечество в опасности!"
Вопрос: как и почему власть сегодня деградировала до такой степени?
Реформы в России создали уникальные, беспрецедентные условия для воровства. Расхватали государственную собственность, попирая все нормы права и здравый государственный смысл. Воровство стало самым эффективным способом обогащения, он вытесняет остальные. Зачем инвестировать в производство, когда можно просто украсть инвестиции. Замечательный пример - скандал в Нижнем Новгороде (Горьком). Миллионы долларов, взятые у иностранных инвесторов для инвестиций в промышленность, попросту ... проели и истратили на "политические проекты" (читай - сперли).
Экономическая и управленческая катастрофы не случайны. Они чрезвычайно выгодны для воровства. Они являются и средством, и условием для разграбления России. Ловля рыбы в мутной воде - известный прием всех мошенников, только сегодняшние масштабы и мути, и мошенничества уникальны.
Один из первых шагов "реформаторов" состоял в уничтожении всех систем контроля - народного контроля и др. Это уже потом, преодолевая колоссальное сопротивление Администрации президента, Федеральное собрание учредило независимый ревизионный орган - Счетную палату. Ежегодно аудиторы Счетной палаты обнаруживают около ста миллиардов рублей исчезнувших средств. Вернуть в бюджет удается десятую часть - около десяти миллиардов рублей.
Один только пример "мутной воды". Проверяя министерство финансов, мы обнаружили, что в нем просто отсутствует учет расходования бюджетных средств. Куда были направлены средства, как израсходованы - для выяснения этого приходится устраивать огромную, сложную и дорогую систему встречных проверок, захватывая и банки, и ведомства, и конечных получателей бюджета. И когда мы обнаруживаем явный криминал, то отвечают вовсе не главные организаторы. Воруют одни - отвечают другие.
Один из симптомов регресса власти - сокращение времени, на которое ведется реальное прогнозирование. Зима становится катастрофой, потому, что готовить сани надо летом,а уже мало кто загадывает на три месяца. Их девиз: "Надо украсть сегодня! А то украдут другие". Выигрывает тот, кто ворует больше, быстрее и наглее.
Превращение инвестиций в доход началось не вчера. Фонды, выделяемые на развитие, служили дополнительными источниками для роста потребления еще при СССР. Причины очевидны: формальные нормативы на производство жестко определены и их исполнение легко контролируется. Напротив, затраты на развитие могут варьироваться. Легче определить, сколько и чего нужно затратить на единицу продукции, чем то, сколько и чего требуется на улучшение конкурентоспособности, или на удешевление продукции, или на повышение производительности труда. Только содержательный контроль честными и ответственными людьми может подтвердить или опровергнуть обоснованность затрат. В таком огромном хозяйстве, как экономика СССР, это было невозможно (точнее, было хоть как-то возможно только под контролем жестокого сталинского и бериевского карательного аппарата, обеспечивающего принятие содержательной ответственности за результат развития). Потому и буксовали всякие программы вроде горбачевского "ускорения".
В описанной обстановке власти не до управления по слабым сигнальным звоночкам - предвестникам завтрашних катастроф. У власти приоритет самых сильных сигналов: "Здесь, Сейчас, Можно украсть, МНОГО!!!". Нами накоплен огромный материал о нарушениях в ходе приватизации. Но при нынешней власти дать ход удается только самым незначительным эпизодам.
Олигархи, различные финансовые кланы изобрели целую систему совращения власти. Правда теперь они порой вздыхают, что честная власть дешевле, а то если Березовский даст миллиард, то он не будет уверен, что Гусинский или кто-нибудь еще не дадут полтора. Но это крокодиловы слезы - честная власть их всех просто сметет.
Честная власть, ориентирующаяся хотя бы на пятилетнюю перспективу (а лучше - на десятилетнюю), - вот что необходимо России.
Мы можем спасти Россию. Я в этом убежден. Необходимы следующие меры.
Резервы для осуществления такой политики у нас есть. Это:
Государственный порядок во всех областях и мобилизация всех резервов позволят России опять опровергнуть мрачные предсказания и стать процветающей великой страной.
http://www.thewalls.ru/facts/prognos.htm. 1999 г.